Главная    |    E-mail    |    24.10.2020

Дата   :   6 сентября 2013 года  |  Для печати  |  просмотров: 795

Суперкамера DEC начала поиски темной энергии

Сверхмощная цифровая камера DEC, установленная в обсерватории в Чили, начала пятилетнюю программу наблюдений, в результате которой ученые рассчитывают получить точные данные о следах воздействия таинственной темной энергии на наблюдаемую Вселенную.

Следы темной энергии были обнаружены в конце 1990-х годов, когда ученые обнаружили, что Вселенная расширяется с ускорением, в то время общая теория относительности Эйнштейна требовала, чтобы это расширение замедлялось под действием гравитации. Чтобы объяснить это явление, ученые предположили, что 75% Вселенной состоит из темной энергии, которая "работает" как антигравитация. Напрямую темную энергию обнаружить нельзя, однако ученые пытаются "поймать" ее по косвенным признакам.

Проект Dark Energy Survey, в котором помимо Лаборатории Ферми участвуют Национальная оптическая астрономическая обсерватория, ряд институтов и университетов Бразилии, Великобритании, Испании, Германии, предполагает многолетние наблюдения за галактиками и сверхновыми звездами для поиска таких косвенных признаков.

Для этого ученые создали специальную камеру DEC (Dark Energy Camera) с разрешением матрицы в 570 мегапикселей, которая установлена на 4-метровом телескопе в чилийской обсерватории Серро-Тололо. Эта камера способна "поймать" в один кадр около 100 тысяч галактик на расстоянии до 8 миллиардов световых лет. Первый раз камера была включена еще в сентябре 2012 года, теперь, после года калибровки и отладки, она начала пятилетнюю программу наблюдений, в ходе которых камера заснимет восьмую часть небосвода с беспрецедентной точностью.

С помощью этой установки ученые смогут измерять "плотность" скоплений галактик на разных расстояниях, чтобы измерить "силу", с которой темная энергия "расталкивает" их. Кроме того, астрономы смогут изучать сверхновые типа Ia, данные о которых позволяют с высокой точностью измерять расстояния, а значит скорость расширения Вселенной. Ученые рассчитывают открыть до 4 тысяч таких сверхновых. Гравитационное линзирование света от далеких галактик также поможет увидеть следы темной энергии.

zhelezyaka.com/